Картотека дыхательной гимнастики для детей 3-4 лет

Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у
детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа,
кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос.
Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного
аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты:
сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх
над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного
сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На
вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью
топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя
рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите
"бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч.
Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь
как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите,
произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем
"ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять
раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая
шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит
руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» -
хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш»,
вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого
выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного
вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные
осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку
подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие
листочки с какого дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у
детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в
стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко.
Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался
только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки
на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на
груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и
пожужжу».
Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить.
Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох),
произносить «ку-ка-ре-ку».
Дыхательная гимнастика «Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив
ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья,
медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая
звук [р].
Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного
аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками
и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно
останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки
вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз,
опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5
раз.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки
опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».
Повторить до 10 раз.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного
аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе,
другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская
грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить
звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на
живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя,
что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд.
Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд.
Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка
приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже,
вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Дыхательная гимнастика «Регулировщик»
Цель: формирование дыхательного
аппарата.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна
рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять
положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить
5–6 раз.
Дыхательная гимнастика «Ножницы»
Цель: формирование дыхательного
аппарата.
И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед
или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука
поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая
вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются
не руки от плеча, а только кисти рук.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного
вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты
(рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку
сдувать "снежинки" с ладони.
Дыхательная гимнастика «Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку,
подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф».
Повторить до 5 раз.
Дыхательная гимнастика «Поединок»
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик -
"мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь
"забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного
поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу
игры в футбол.
Дыхательная гимнастика «Пружинка»
Цель: формирование дыхательного
аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль
туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох).
Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит
шарик»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед
собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые
сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их
со стола.
Дыхательная гимнастика «Подуй на
одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и
выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий
вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика
пух.
Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки
или мельницы из песочного набора.
Дыхательная гимнастика «Бегемоты»
Цель: тренировать силу вдоха и
выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь
на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемоты, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Дыхательная гимнастика «Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного
вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив
ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе
наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах»,
одновременно похлопывая себя по коленям.
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их
на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при
этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Дыхательная гимнастика «Аист»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а
одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на
несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо
произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое
дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом
лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и
громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком
пять-шесть раз.
Дыхательная гимнастика «Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и
выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по
швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно
возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит
"Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание
отменяется.
Дыхательная гимнастика «Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного
выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов
(до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам –
выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Дыхательная гимнастика «Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое
дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как
лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая,
вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите
три-четыре раза.
Дыхательная гимнастика «Боевой клич
индейцев»
Цель: формировать правильное речевое
дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич
индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это
занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить
громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за
жемчугом»
Цель: укреплять физиологическое
дыхание у детей.
Объявляется, что на морском дне лежит
красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание.
Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха
через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и
приседает до желания сделать выдох.
Комментариев нет:
Отправить комментарий